Выделили для вас 7 главных направлений, где произойдут изменения в 2024 году, о которых, на наш взгляд, важно знать большинству водителей.
1. ТЕХОСМОТР
Хоть обязательный техосмотр и был отменён в 2022 году для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых для личных нужд физлиц, но проходить его всё-таки нужно для машин старше 4 лет при постановке на учёт или смене владельца, а также при изменении конструкции ТС. Кроме того, процедура осталась обязательной для такси, автобусов и транспортных средств, занимающихся коммерческими перевозками. Поэтому необходимо отметить, что тарифы на услуги техосмотра, которые были установлены ещё осенью 2022 года, повысились с начала 2024 года. Большинство регионов страны увеличили стоимость техосмотра легковых авто на 12%, с 913 до 1022 рублей. Хотя, например, в Москве тариф подорожал до 1052 руб., в Амурской области до 1500 руб., а на Чукотке – до 4500 рублей.
2. ОСАГО
А) Кратковременные полисы
Со 2 марта 2024 года в стране вступят в силу поправки, по которым можно будет оформить договор “автогражданки” ОСАГО сроком действия от 1 дня до 3 месяцев. Только вот, насколько будут дешевле такие полисы по сравнению с ныне разрешёнными, пока остаётся тайной. Это будут решать страховые компании, наверное, с помощью применения понижающих коэффициентов.
Напомним, что сегодня срок действия договора ОСАГО составляет 1 год, хотя предусмотрены случаи и с другими сроками. Так, например, в случае приобретения (наследования, принятия в дар) транспортного средства можно воспользоваться полисом на срок не более 20 дней для следования к месту регистрации машины. Кроме того, при временном передвижении по России зарегистрированных в других государствах автомобилей можно оформить полис на весь срок временного использования, но не менее чем на 5 дней.
Б) Единое ОСАГО для РФ и Беларуси
После того, как из-за санкций Генеральная Ассамблея Совета страховых бюро «Зеленая карта» летом прошлого года приняла решение приостановить членство Российского союза автостраховщиков (РСА) и Белорусского бюро по транспортному страхованию, наши и белорусские страховщики больше не имеют право выдавать «зелёные» сертификаты для поездок в страны международной системы.
В связи с этим между РФ и РБ было заключено соглашение, обеспечивающее непрерывность трансграничного страхования автомобилей обеих стран по правилам, аналогичным «Зеленой карте». И после 1 апреля 2024 года начнут выдаваться новые страховые сертификаты – «Синяя карта», которыми при страховых случаях расчёты будут производиться преимущественно в национальной валюте страны ДТП. Более того, стало известно, что в рамках Союзного государства (России и Беларуси) в этом году должна быть завершена работа по окончательному объединению обязательного страхования автогражданской ответственности наших стран. Подготовка нормативных правовых актов ведётся полным ходом, министерствам и страховщикам обеих стран до осени поручено подготовить законодательный акт «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства». Запустить единую систему ОСАГО планируется до 1 октября 2024 года.
В) В новых регионах РФ можно без ОСАГО
Президент Путин своим Указом продлил мораторий на ОСАГО в новых регионах РФ: ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Ранее закон об ОСАГО разрешал возможность езды без “автогражданки” на территории этих 4 регионов до 1 января 2024 года. Теперь мораторий продлён до 31 декабря 2024 года включительно.
Отметим, что для передвижения в остальных регионах страны на автомобилях, зарегистрированных в новых субъектах России, ОСАГО всё же оформлять необходимо.
Г) Пересмотр тарифов
Как было известно, запрет на количество изменений тарифов ОСАГО более одного раза в течение года был первый раз снят в 2022 году. То есть в течение года Банк России мог пересматривать предельные размеры базовых страховых ставок неоднократно, и такое было сделано в том году дважды. На прошлый год отмену моратория продлили снова, но власти не пересматривали тарифы ОСАГО в 2023 году.
Согласно свежему постановлению от 25.12.2023г., отмену моратория на изменение тарифов ОСАГО вновь продлили ещё на год, т.е. весь 2024 год Банк РФ может изменять тарифные ставки ОСАГО более 1-го раза. Воспользуется ли он этим правом, будет видно.
Д) Для такси – ОСГОП
На сегодня такси является единственным пассажирским транспортом, не подпадающим под действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В случае ДТП пострадавшие пассажиры такси пока защищены только законом об ОСАГО, по которому максимальная компенсация за гибель человека составляет 500 тыс. руб., в то время как по закону об ОСГОП сумма составляет 2 млн рублей.
С 1 сентября 2024 года заработают поправки, согласно которым все частные перевозчики должны будут оформить полисы ОСГОП в течение 60 дней с этой даты. Обязанность по оформлению ОСГОП ложится на самого перевозчика, а не агрегатора или службу заказа такси.
3. ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА
С 1 апреля 2024 года вступает в силу Федеральный закон, затрагивающий изменения в получении водительского удостоверения. Новшеств много, а главные из них следующие.
А) В соответствии с поправками иностранцы могут пользоваться зарубежными правами в течение 1 года после получения вида на жительство или гражданства РФ. После этого необходимо иметь российское ВУ. Для водительских удостоверений Беларуси сделано исключение, а права можно заменить на российские без экзаменов.
Ограничения также распространяются на граждан с паспортами РФ, для которых иностранные ВУ на территории нашей страны будут действовать в течение года с даты въезда в Россию на ПМЖ. В случае нарушения, если водитель продолжает ездить с иностранными правами, грозит штраф до 15000 руб. по статье 12.7 КоАП.Б) Лишенцам прав и тем, у кого ВУ никогда не было, но которые были задержаны пьяными за рулём (равно – отказались от медосвидетельствования), будет действовать запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД в течение 1 года после окончания срока исполнения наказания – уплаты штрафа/административного ареста.
В) Продление действия водительских удостоверений РФ на 3 года, как известно, раньше касалось тех ВУ, срок действия которых истекал в 2022 или 2023 годах. Однако Правительство решило продлить данную поблажку ещё на 2 года. То есть действие водительских прав, истекающих в 2024-2025 годах, также автоматически продлено на 3 года.
Соответственно к своим просроченным правам нужно прибавлять 3 года, и именно в эти сроки заменить ВУ. Но не забывайте, что при выезде за границу просроченные российские права считаются недействительными.
Г) Поменяются и правила присвоения водительских категорий. Например, автобусную категории D нельзя будет получить без годового стажа вождения легкового или грузового автомобиля. А, например, сумма штрафных баллов, при которых практический экзамен на права будет проваленным, увеличится с 5 до 7 баллов.
Также регулируется деятельность автошкол. Теперь, чтобы не лишиться лицензии, автошколы должны будут иметь постоянное заключение от ГИБДД, которое нужно регулярно обновлять.
Д) В рамках этого же Закона с 1 апреля 2024 года граждане, отказавшиеся от повестки в военкомат, не смогут получить водительские права – ГИБДД увидит специальную отметку об этом в государственных базах.
4. РЕФОРМА ДОРОЖНЫХ КАМЕР
А) С 1 сентября 2024 года вводятся единые требования к установке комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Закон определяет все правила установки и использования камер на дорогах, а также вынесения штрафов на основе материалов с них.
Согласно документу, решение об установке стационарных и передвижных комплексов видеофиксации могут принимать региональные власти (где проходит дорога) или владелец самой автодороги. Это обязательно должно согласовываться с ГИБДД, а кроме того, координаты мест установки камер будут также публиковаться для граждан на сайте Госавтоинспекции. Данные требования не относятся к мобильным средствам фиксации, установленным на автомобилях полиции.
Закон предписывает, что за городом предупреждающие знаки «Фотовидеофиксация» должны стоять не менее чем за 150-300 метров перед началом контролируемого участка. В населенных пунктах — зона контроля камеры должна начинаться не ранее чем через 100 м после знака.
Кроме того, запрещается установка камер, фиксирующих один и тот же вид нарушения с пересечением зон контроля, а также запрещается передвигать камеры во время их работы. Вынесение штрафов на основе материала с камер, установленных с нарушением требований, не допускается.
Б) Данная реформа ещё подразумевает возможность видеофиксации нарушений скоростного режима, который временно указывается с помощью «динамичных информационных табло» или «знаков переменной информации» на трассах при изменениях климатических и дорожных условиях.
Напомним, что сейчас камеры не фиксируют превышение скорости, ограничение которой было указано на таком динамичном табло, а снимают только нарушения скоростного режима, обозначенного на установленных дорожных знаках.
Новое постановление делает видеофиксацию скоростных ограничений, указанных на динамичных табло, обязательным. Однако в МВД потенциальное нововведение не поддержали. Что ж, ближе к осени всё будет понятнее.
5. НОВЫЕ ПДД
Весь 2023 год в стране велась активная работа по принципиальным изменениям ПДД. В конце того года Президент РФ поручил Правительству совместно с Общественной палатой представить предложения по новым Правилам дорожного движения РФ в срок до 1 апреля 2024 года.
Власти Москвы призывают снизить разрешенную скорость в городах с 60 до 50 км/ч, а также пересмотреть механизм оформления ДТП на магистралях. Другие эксперты выступают за смягчение контроля за мелкими неисправностями авто из-за подорожания запчастей.
6. ВАЖНОЕ, НО ЕЩЁ В РАЗРАБОТКЕ
А) Нужно ли ОСАГО при регистрации в ГИБДД?
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что “автогражданка” никак не связана с регистрацией автомобилей, поэтому полис можно исключить из списка документов для постановки машины на учёт. Эту инициативу поддерживают и в ГИБДД.
Но пока страховщикам удаётся отстаивать нынешние требования с наличием ОСАГО. С ними согласен и представитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин, который считает, что сегодня именно регистрация ТС является главным стимулом для покупки полиса. В общем вопрос ещё не закрыт…
Б) Начнут ли камеры фиксировать отсутствие ОСАГО?
Ещё с прошлого года Российский союз автостраховщиков обещал ввести фиксацию дорожными камерами отсутствие ОСАГО на автомобиле, штраф за которое составляет 800 рублей. Вроде как уже и договорились, что сначала камеры будут вылавливать из потока нарушителей ПДД (за превышение скорости или разметки), а затем сразу же проверять нарушителя на наличие полиса.
Однако до сих пор перспективы этого актуального нововведения окончательно не ясны. Эксперты объясняют, что для старта такого проекта одних изменений в КоАП недостаточно, т.к. необходимо ещё перезаключение гос. контракта в части работы федеральной системы «Паутина». В итоге нарушителей, попавшихся на камеру, инспекторы всё равно будут проверять вручную. А это уже не автоматическая фиксации, и должны быть протоколы, опросы, выяснение, кто сидел за рулем.
Поэтому шансы, что в этом году камеры начнут фиксировать данное нарушение и выписывать штрафы, – минимальны.
В) Быть ли штрафу за превышение средней скорости?
Ещё одна болезненная тема, которая обсуждается не один год. Ранее дорожные камеры выписывали штрафы за превышение средней скорости на определённом участке трассы, но в 2021 году ГИБДД прекратила эту практику из-за юридических пробелов в законодательстве.
После внесения последних изменений в ПДД и установления термина «средняя скорость движения» уже подготовлены соответствующие изменения и в КоАП РФ. Местом совершения данного нарушения определена точка расположения второй камеры, и при обжаловании штрафов нужно будет обращаться в суд по месту расположения этой второй видеокамеры.
Вроде бы все ведомства уже и поддержали проект законодательного документа, но 11 декабря 2023 года официальный представитель МВД Ирина Волк выступила с заявлением, что их министерство категорически против штрафов за превышение средней скорости. Что бы это значило – непонятно.🤔
Тем не менее проект всё же готовят к передаче в Правительство. В финальной версии изменили срок вступления в силу поправок, и в случае их подписания Постановление должно заработать с 1 сентября 2024 года.
Г) Дополнение правил для СИМ
В этом году власти будут дорабатывать правила и нормативные акты для контроля за средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Предусмотрено усиление санкций для нарушителей на электросамокатах, которые будут внесены в КоАП. Пользователи СИМ будут обязаны останавливаться по требованию автоинспекторов и проходить медицинское освидетельствование на опьянение. Планируется также, что все СИМ нужно будет регистрировать в едином федеральном реестре, как с регистрацией автомобилей в ГИБДД. До ноября 2024 года Минтранс и другие профильные ведомства должны направить в Правительство свои предложения по изменению требований ПДД к пользователям СИМ. А значит в этом году вряд ли новые правила вступят в силу.